Пальчиковая гимнастика для детей: что она дает

Емельянова, Н. В. Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников / Н. В. Емельянова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 2 (5). — С. 18-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/34/923/ (дата обращения: 11.12.2020).



Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

В. А. Сухомлинский

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в речевом развитии дошкольников. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно очень давно. В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка». Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь.

Родители дома могут самостоятельно провести эксперимент: если ребенок в 4 года не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. И, если вы чувствуете, что слабо развита мелкая моторика рук, то надеяться, что он потом догонит сверстника — это ошибочная позиция. Слабую руку дошкольника надо развивать.

Пальчиковая гимнастика для детей или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики.

Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его.

Пальчиковая гимнастика для детей усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.

«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. «Пальчиковые игры» являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности.

«Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.

Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других — ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра, по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.

В своей работе я использую «пальчиковые игры» каждый день. Дети с удовольствием выполняют пальчиковую гимнастику и речь с движением. Эти упражнения помогают развивать память, ребенок лучше запоминает стихи, т. к. кроме речи, активизируется и моторика рук, зрительная память.

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
  5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
  6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр сребёнком

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

  1. Перед игрой необходимо обсудить с ребёнком её содержание, сразу при этом отрабатывается необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволит не только приготовить детей к правильному выполнению упражнения, но и создаст положительный эмоциональный настрой.
  2. Желательно взрослому знать текст.
  3. Перед началом упражнения дети разогревают ладошки поглаживанием до приятного ощущения тепла.
  4. Все упражнения выполняются в медленном темпе, сначала одной рукой если не предусмотрено участие обеих рук, затем другой, а потом двумя руками одновременно.
  5. Демонстрируйте собственную увлечённость игрой.
  6. Необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы рук.
  7. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите ребёнку или научите его помогать себе другой рукой.
  8. Нужно добиваться, чтобы упражнения выполнялись легко, приносили ребёнку радость, без чрезмерного напряжения рук.
  9. Каждое упражнение имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2–3 раза.
  10. Любые упражнение будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно.
  11. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу, объём внимания ограничен, невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  12. Выбрав 2–3 упражнения, постепенно заменяйте новыми.
  13. При повторных проведениях игры дети нередко начинают частично произносить текст (особенно начало или конец фраз). Постепенно заучивая текст наизусть, произносят целиком, правильно соотнося слова с движениями.
  14. Для лучшего усвоения к игре можно подобрать соответствующую иллюстрацию. Создаётся зрительный образ. Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадёт. Вы показываете ребёнку, называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.
  15. Большое значение отводится «пальчиковой гимнастики» в музыкальном сопровождении.Она дарит много положительных эмоций и очень нравится детям.
  • Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
  • Пальчики
  • У тебя есть две руки,
  • Есть и десять пальчиков.
  • Десять ловких и веселых,
  • Быстрых чудо-мальчиков.
  • Будут-будут наши пальчики трудиться,
  • Не пристало чудо-мальчикам лениться!

Пальчиковая гимнастика для детей: что она дает

  1. ВСТРЕЧА
  2. На правой ручке — пальчики.
  3. На левой ручке — пальчики.
  4. Пришла пора им встретиться
  5. — Готовьте чемоданчики!

Пальчиковая гимнастика для детей: что она дает

  • Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, прикасаясь, друг к другу кончиками.
  • ДОМ
  • Я хочу построить дом,
  • Руки над головой «домиком».
  • Чтоб окошко было в нём,

Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко».

  1. Чтоб у дома дверь была,
  2. Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.
  3. Рядом чтоб сосна росла

Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.

  • Чтоб вокруг забор стоял,
  • Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.
  • Пёс ворота охранял.
  • Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев.
  • Солнце было,
  • Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.
  • Дождик шёл,
  • «Стряхивающие» движения
  • И тюльпан в саду расцвёл

Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.

  1. РАДУГА
  2. Гляньте: радуга над нами,
  3. Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
  4. Над деревьями,
  5. Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
  6. Домами,
  7. Руки сложены над головой крышей.
  8. И над морем, над волной,
  9. Нарисовать волну рукой.
  10. И немножко надо мной.
  11. Дотронуться до головы.
  12. МОИ ВЕЩИ
  13. Вот это — мой зонтик,
  14. Я в дождь хожу с ним
  15. Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик).
  16. Пусть дождь барабанит —
  17. Останусь сухим.
  18. «Барабаним» пальцами левой руки по правой (зонтику).
  19. А вот моя книжка,
  20. Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты.
  21. Могу почитать,
  22. Раскрываем ладони «книжечкой».
  23. Могу вам картиночки
  24. В ней показать.
  25. Руки вытягиваем, ладони открыты.
  26. Вот это — мой мяч,
  27. Очень ловкий, смешной
  28. Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки.
  29. Его я бросаю
  30. Над головой.
  31. «Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь партнёра по игре).
  32. А вот мой котёнок,
  33. Я глажу его,
  34. Мурлычет он так
  35. Для меня одного.
  36. Поочерёдно гладим одну руку другой.
  37. Литература:
  1. Е.С Анищенкова.Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. ООО «Издательство Астрель», 2006
  2. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. — М.: Просвещение, 1979.
  3. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М.: Просвещение, 1973.
  4. Н. В. Нищева. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Издательство:ДЕТСТВО-ПРЕСС.2008.
  5. Е.Железнова. Пальчиковые игры. http://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metodika_rannego_muzykalnogo_razvitiya_zheleznovyh.
Читайте также:  Школьная форма в странах мира: везде ли школьники ее носят

Основные термины (генерируются автоматически): игра, пальчиковая гимнастика, рука, мелкая моторика, палец, ребенок, упражнение, развитие речи, левая рука, правая рука.

мелкая моторика, колобок, палец, рука, правая рука, ребенок, палец рук, ладонь, левая рука, свободная рука.

Игра, кисть рук, мелкая моторика, безымянный палец, указательный палец, стол, рука, речевой центр мозга, положительное воздействие, пальчиковая

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.

ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая моторика рук, игра, дошкольный возраст, тонкое движение

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. В последнее время популярность пальчиковых игр заметна возросла.

игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика, развитие речи, левая рука, правая рука.

Роль мелкой моторики в речевом развитии ребенка. мелкая моторика, колобок, палец, рука, правая рука, ребенок, палец рук, ладонь

(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке).

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.

‒ Массаж кистей и пальцев рук, пальчиковая гимнастика и игры со стихами и потешками.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей

ребенок, головной мозг, мелкая моторика, рука, развитие, палец, развитие речи, мелкая моторика рук, игра

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников.

игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика, развитие речи, левая рука, правая рука.

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников.

игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец

игра, ранний возраст, указательный палец, ребенок, речевая функция, правая рука, пальчиковый театр, мелкая моторика, левая рука, движение.

Пальчиковая гимнастика. Для чего она нужна?

 Пальчиковая гимнастика. Для чего она нужна?

   Дорогие мамы и папы! Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о пользе пальчиковой гимнастики. Возможно, кто-то из вас спросит: « А что это такое? И зачем  она нужна?»

   Я постараюсь ответить на эти вопросы…..

Но, сначала, небольшое лирическое отступление. Я родила свою долгожданную дочь в прошлом веке, смешно, но это так! Зимой 1997 года, в заснеженном Архангельске.

И, выписывая меня из роддома, мой врач, давал мне напутственное слово. Среди многих советов по уходу за ребенком, меня поразил один.

 Он сказал, чтобы я каждый день 2-3 минуты массировала пальчики рук своей крохи!  На мое искреннее удивление он улыбнулся и сказал: « Умницей будет и говорить начнет рано и хорошо!».

Вот так я впервые услышала о том, что массаж пальчиков ребенка, прямым образом влияет на его интеллектуальное развитие!

  Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его

пальцев!» Массаж и пальчиковая гимнастика развивают не только мелкую моторику рук, но и мозг ребенка, стимулируют развитие речи и способностей малыша.

Пальчиковые игры влияют на пластику пальцев, руки становятся более послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых при рисовании, а затем и при письме.

По мнению ученых, пальчиковые игры соединяют пальцевую пластику с выразительным речевым интонированием. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, а, следовательно, на развитие творческих способностей ребенка.

Упражнения для пальчиковой гимнастики проводят с учетом возраста ребенка.

Начинать пальчиковую гимнастику нужно с разминки пальчиков простого сгибания и разгибания.

  Воспитатели на каждом занятии проводят с детьми пальчиковые игры, и с каким удовольствием наши малыши это делают! Им эти занятия доставляют огромное удовольствие. Ведь пальчиковая игра-это не просто интересно, но это есть отражение в игре реального мира ребенка — предметов, людей, животных, явлений природы.

  •    К своим занятиям я стараюсь подбирать гимнастику в соответствии той лексической темы, которую мы с детьми изучаем.
  • Например: Изучаемая лексическая тема «Зимующие птицы», то пальчиковой гимнастикой будет упражнение « Кормушка».
  • Кормушка
  • Сколько птиц к кормушке нашей
  • (ритмично сжимают и разжимают кулачки)
  • Прилетело, мы расскажем.
  • (машут перекрестно сложенными ладонями)
  • Две синицы, воробей,
  • Шесть щеглов и голубей,
  • Дятел в пестрых перышках
  • (на каждое название птицы, дети загибают по одному пальчику, сначала на одной, затем на другой руке)
  • Всем хватило зернышек.
  • (трут большие пальчики об указательные, как бы насыпают корм в кормушку)
  •                                                       (Н.Нищева)

 Сейчас на дворе зима. И я хочу предложить несколько пальчиковых упражнений на эту тему. Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показываются позы пальцев и кисти, четко проговариваются слова.

Сначала упражнение выполняется медленно. Если ребенок не может самостоятельно сделать нужное движение, нужно взять ручку ребенка и выполнить вместе с ним . Постепенно от показа переходим к  словесным указаниям. Но я люблю делать гимнастику вместе с малышами, им это очень нравится.

    При выполнении упражнения нужно обращать внимание на качество составления фигуры, согласованность движений отдельных пальцев и всей кисти. Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста!

 Ну что ж, начинаем! Зимняя пальчиковая гимнастика.

  1. Упражнение №1.
  2. «Маленький Егорка»
  3. Маленький Егорка, топает по горке
  4. (Средний и указательный пальчики шагают по столу)
  5. Взял саночки
  6. (кулачок правой руки кладем на плечо)

Вжи-и-ик! Поехал к мамочке!

  • (скатывается кулачок по руке)
  • Повторяем
  • Снеговик
  • Мы слепили снежный ком
  • (лепим интенсивно двумя руками комок)
  • Шляпу сделали на нем
  • (соединяем кисти рук в кольцо и кладем на голову
  • Нос приделали и в миг
  • (приставляем кулачки к носу)
  • Получился снеговик!
  • (обрисовываем 2 руками фигуру снеговика)
  • «Мы во двор пошли гулять»
  • Раз, два, три, четыре, пять
  • (загибаем пальчики по одному)
  • Мы во двор пошли гулять.
  • (шагаем средним и указательным пальцами по столу)
  • Бабу снежную лепили
  • (лепим интенсивно двумя руками комок)
  • Птичек крошками кормили
  • (трем большим пальцем по указательному)
  • С горки мы потом катались
  • (проводим указательным пальцем  правой руки по ладони левой руки)
  • А еще в снегу валялись
  • (кладем ладони на стол то одной, то другой стороной)
  • И снежками мы кидались
  • (имитируем броски снежков)
  • Все в снегу домой пришли
  • (отряхиваем себя ладошками)
  • Съели суп, и спать легли!
  • (движения воображаемой ложкой, ладошки под щечку)
  •                                      (Е. Петрова)

   Пальчиковая гимнастика не только способствует развитию пластики рук, развитию речи, она прекрасно тренирует память малышей. Ведь каждый раз мы проговариваем весь текст громко и четко, поэтому дети его легко запоминают и опять же, с удовольствием, эти стишки декламируют!

И еще, заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой не только полезно, но и приятно. Эти занятия создают непринужденную, радостную атмосферу единения вас и вашего ребенка! Вы увидите, как он будет рад этим занятиям и будет любить вас еще больше!

Читайте также:  Энциклопедия 3D: нужна ли она ребенку - Обзор образовательных книг для детей + Отзывы

Даже при вашей сверхзанятости можно и нужно найти 3-5 минут для своего маленького человечка!

Для того чтобы найти нужные вам упражнения, не нужно бежать в библиотеку, к психологу, а нужно просто набрать в поисковой строке Интернета « пальчиковая гимнастика для детей» и выбрать то, что вам и ребенку понравится!

Удачи вам! Любви и терпения к собственному ребенку!

  Материал подготовила Гагарина Т.П. воспитатель 2 средней группы

  ГБДОУ детский сад №9. Московского района г.Санкт-Петербурга

Польза пальчиковой гимнастики

Главная / Журнал / Полезные советы / Польза пальчиковой гимнастики

“Ум ребенка находится на кончиках его пальцах”, – писал В. А. Сухомлинский. Сегодня нам известно, какое важное место занимает подвижность кистей рук ребенка в его успешном и всестороннем развитии.

А вот в народе такие игры с пальчиками ребенка всегда были популярны, хотя тогда никто и понятия не имел, как пальчиковая гимнастика влияет на развитие головного мозга ребенка. Все дело в том, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки.

К тому же на кистях рук находятся рефлекторные точки, которые подают импульсы в центральную нервную систему, а значит, упражнения для рук и пальчиков положительно скажутся на деятельности мозга.

Наверняка вы замечали, как грудничка интересуют его ручки. Он их рассматривает, тянет в рот, а если мама еще и погладит ладошку, и стишок расскажет, малыш будет просто счастлив.

Обычно все малыши любят игры с ладошками и пальчиками, поэтому у родителей не возникнет трудностей с проведением пальчиковой гимнастики.

Такие упражнения просты в исполнении, не занимают много времени, но имеют большую эффективность и значение для развития ребенка.

Что дает пальчиковая гимнастика:

  1. Развитие мелкой моторики, которое напрямую связано с развитием речи. Движения пальцев рук и развитие речи ребенка – взаимосвязаны. Делая массаж пальчиков, рассказывая эмоционально стишки, вы будете способствовать стимулировать речевое развитие вашего ребенка, а также формировать правильное звукопроизношение.
  2. Развитие координации движения, улучшение памяти и внимания.
  3. Подготовку к письму.
  4. Развитие творческих и умственных способностей.

Занятия пальчиковой гимнастикой следует подбирать согласно возрасту. Для малышей до трех лет – это будет массаж ладошек и пальчиков со стишками и потешками. В три года можно пробовать играть двумя ручками, дополнять игры другими предметами, например, маленькими мячиками, шариками или кубиками. Дети очень любят, если пальчиковая гимнастика содержит элементы театрального представления.

Любой массаж ручек, пальчиков принесет ребенку только пользу и благоприятно скажется на его физическом развитии. Это замечательная возможность для общения с ребенком, налаживания контакта и снятие стресса у малыша.

Хотелось бы заметить, что кроме пальчиковой гимнастики ловкость, координацию и точность движения пальцев рук развивают такие занятия:

  • рисование, лепка;
  • игры с крупами;
  • игры с мелкими предметами: мозаикой, прищепками, пуговицами и бусинами;
  • катание карандашей и шариков между ладошками и по поверхности;
  • пазлы и шнуровки;
  • теневой театр.
  • Примеры пальчиковой гимнастики
  • Этот пальчик – дедушка, (выставляем большой пальчик)
  • Этот пальчик – бабушка, (выставляем указательный пальчик)
  • тот пальчик – папочка, (показываем средний пальчик)
  • Этот пальчик – мамочка, (безымянный пальчик)
  • Этот пальчик – я, (показываем мизинец)
  • Вот и вся моя семья! (ритмично сжимаем и разжимаем руку, а в заключение распрямляем все пальчики)
  • ***
  • Раз, два, три, четыре, пять, (по очереди выпрямляем пальчики из кулачка, начиная с большого)
  • Вышли пальчики гулять,
  • Раз, два, три, четыре, пять, (по очереди загибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинчика)
  • В домик спрятались опять.
  • ***
  • Сорока-ворона
  • Кашу варила
  • Деток кормила. (загибаем пальчики)
  • Этому дала,
  • Этому дала,
  • Этому дала,
  • Этому дала,
  • …а этому не дала
  • Ты дров не рубил
  • Воды не носил…
  • ***
  • (Загибаем пальчики)
  • Этот пальчик хочет спать,
  • Этот пальчик лёг в кровать,
  • Этот пальчик лишь вздремнул,
  • Этот пальчик уж заснул.
  • Этот крепко-крепко спит.

Тише! Тише, не шумите!

  1. Солнце красное взойдёт,
  2. Утро ясное придёт.
  3. Будут птички щебетать,
  4. Будут пальчики вставать!
  5. (пальчики разгибаются)
  6. ***
  7. Мы варили суп-суп (потираем ладошки друг об друга)
  8. Из перловых круп-круп. (потираем ладошки)
  9. Получилась каша. (потираем ладошки)
  10. То-то горе наше. (хватаемся за голову)
  11. ***
  12. Замесили тесто, (стучали кулачками по столу, если сидели за столом, и по коленкам, если просто сидели)
  13. А оно ни с места. (удерживаем руки в покое)
  14. Замесили на дрожжах, (снова стучим)

Не удержишь на вожжах!!! (расставляем руки в стороны, как будто хотим удержать)

Пальчиковая гимнастика для детей 2- 6 лет: зачем она нужна. Комплексы детской пальчиковой гимнастики с ребёнком 3-х, 4-х или 5-и лет

  • Психологи, педиатры, педагоги и просто мудрые родители уверяют: на кончиках пальцев у маленького ребенка – его ум.
  • Благодаря развитию мелкой моторики рук мозг малыша получает стимул к активному развитию, анализу и обработке информации.
  • Вот почему детской пальчиковой гимнастикой нужно целенаправленно заниматься с раннего возраста.
  • Значение пальчиковой гимнастики

Когда начинать занятия? С первых месяцев жизни. Не нужно ждать, пока ребенку исполнится год, полтора или два года: уже с первого полугодия жизни, когда ребенок начинает совершать целенаправленные движения руками, с ним нужно проводить гимнастику, развивающую мелку моторику рук. Постоянная стимуляция мозга поможет  малышу быстрее заговорить и вообще расти гораздо более развитым по сравнению со сверстниками.

  1. Пальчиковая гимнастика для детей 2 – 6 лет имеет огромное развивающее значение:
  2. •    стимулирует развитие мозга, особенно центров речи;
  3. •    учит концентрации и правильному распределению внимания;
  4. •    совершенствует точность движений и умение владеть своим телом, повышает гибкость и силу кистей и пальцев;
  5. •    развивает воображение и речь крохи.

Кроме того, ежедневные занятия с мамой создают благоприятную эмоциональную связь с ней. Ребенок учится воспринимать и понимать речь взрослого, вовремя реагировать на нее. Развивается логическая и эмоциональная сфера, умение концентрировать внимание и контролировать эмоции. А это имеет непосредственное отношение к школьной подготовке, является залогом будущих успехов.

Виды гимнастики для пальцев

Заниматься можно и дома, и на прогулке, обыгрывая упражнения в игровой форме. Вместе с пальчиковой гимнастикой для детей с 2 лет и даже раньше используется артикуляционная гимнастика. Маме придется выучить несколько стихотворений и обыгрывать их для малыша.

Усиливают эффект от пальчиковой гимнастики игрушки и различные предметы: «колючие» резиновые и мягкие текстильные шарики, старые зубные щетки, бельевые прищепки, пробки от бутылок, веревки из хлопка и льняные шпагаты, копилки (в них можно просовывать тонкие предметы), скорлупки грецких орехов и сами орехи (их можно покатать в ладошках), сломанная компьютерная клавиатура (по клавишам нужно прицельно попадать). В общем, все, что малыш может трогать, – полноценный дидактический материал.

Упражнения пальчиковой гимнастики для детей хорошо бы подкрепить самомассажем (его малыши делают с помощью собственных пальчиков либо других предметов, например, карандашей, мячиков, прищепок для белья). Этот прием стимулирует работу нервной системы, повышает чувствительность нервных рецепторов.

Вместе с детской пальчиковой гимнастикой важно делать артикуляционную гимнастику, манипуляции предметами, учить наизусть и проговаривать потешки, заниматься кукольными инсценировками (кукольный театр для пальцев).

Не упускайте возможность дать ребенку поиграть с песком, водой, пластилином. Это усилит эффект от занятий. В сочетании со стихами гимнастика для пальцев становится средством коррекции эмоциональных или психических нарушений, неправильного дыхания, развивает память и эмпатические способности.

 Виды пальчиковой гимнастики для детей от 2 до 6 лет следующие:

1.    для кистей рук – простые развлекательные движения, которые способны выручить маму в очереди или транспорте. Ребенок учится дифференцировать движения, подражать взрослым, чередовать движения пальцев, расслаблять напряженные мышцы и снова напрягать их;

2.    статические (условно) упражнения, требующие более точного управления мелкой моторикой. В эти упражнения отлично вписываются «рассуждалки», придуманные сказки и истории;

3.    динамические упражнения, развивающие координацию, умение легко сгибать/разгибать пальцы, а также противопоставлять большой палец обеих кистей се остальным пальцам.

Сложность каждого из видов упражнений зависит как от возраста ребенка, так и от степени его развития. Кроме того, важное значение имеет состояние мышечного аппарата малыша.

Читайте также:  Первые шаги: когда, как, опасения родителей, полезные советы

Пальчиковая гимнастика для детей 2 лет

Знаменитая «Сорока-ворона» – прекрасная тренировка пальцев для совсем маленьких детей. Мама и массирует пальцы ребенка, и показывает, как можно ими манипулировать, а развивает слух и речь крохи. Для ребенка полутора-двух лет прекрасно подойдут и другие упражнения.

«Росточек-лепесточек»

Объясняем ребенку, что в одной руке у него будет расти зернышко, а другая рука принадлежит «садовнику», который зернышко посадил. Первую ручку сжимаем в кулак, второй просовываем внутрь настоящее или воображаемое зернышко, «прячем» его.

Пальчиками свободной руки постукиваем по зажатому кулачку, приговаривая: «Как-кап, дождик. Расти-расти, цветочек! Солнце, солнце, посвети! А цветочек наш, взойди!» Постепенно зажатую в кулачок ладошку распускаем – это раскрываются лепестки цветочка. Когда цветок целиком раскроется, пальчики малыша должны оказаться максимально вытянутыми и напряженными. Руку-«цветочек» нужно вытянуть вверх.

Упражнение задействует все мышцы кисти и некоторые мышцы плеча.

«Лесные зверята»

Упражнение помогает выучить название диких животных-детенышей. Называя каждого, нужно сгибать пальцы (начинать с мизинчика), прижимая к центру ладони: «Вот бельчонок, вот зайчонок. Вот волчонок, вот лисенок». Двигать оставшимся большим пальчиком, приговаривая: «А это спешит, ковыляет спросонок маленький, толстый, смешной медвежонок».

  • Можно попросить ребенка похлопать в ладоши после того, как «найдется» медвежонок.
  • «Тише, детки!»
  • Упражнение прорабатывает каждый пальчик, укрепляет мышцы, учит координировать движения.

Сначала ладошка собрана в кулачок. Разгибая пальцы последовательно, проговариваем: «Раз, два, три, четыре, пять, будем пальчики считать».

Как только вся ладошка раскроется, выбросить руку вверх, максимально раздвинув пальцы в стороны. Начать снова сжимать кулачок, первым опять прижать большой палец.

Проговаривать: «Тиши, тише, не шумите! Деток наших не будите! Станут птички щебетать, станут пальчики вставать».

Вращать кисть со сжатым кулачком. После слова «вставать» снова раскрыть ладонь, максимально раздвинув пальцы в стороны.

«Фонарики»

Сложное упражнение, которое позволяет проработать все мышцы кисти. Новогодняя тематика доставит малышу радость. Проговариваем и делаем:

  1. Вот приходит Новый год! (хлопок)
  2. Встали дети в хоровод (соединить кисти, вывернуть наружу, осторожно вытянуть руки вперед)
  3. Глянь: на елке шарики (показать шарик, соединив пальцы)
  4. Яркие фонарики.
  5. Заблестели льдинки (резко по очереди сжимать кулачки)
  6. Кружатся снежинки (показывать медленное разнонаправленное движение летящего снега).
  7. В гости Дед Мороз идет (показать, как шагает, с помощью пальцев)
  8. Нам подарочки несет (тереть ладошками друг об дружку).
  9. Как же нам их сосчитать? (хлопок по поверхности: правая рука раскрыта, левая в кулачке)

Будем пальцы загибать! (снова хлопок, меняя руки).

Проговаривая цифры от одного до десяти, массируем каждый пальчик.

«Тесто»

Показываем, как месить кусок теста, слепить из него пирог и каким большим этот пирог получился. Одновременно проговариваем: «Тестушко месили, пироги лепили. Шлеп да шлеп, шлеп да шлеп. Вот какой у нас пирог!»

  • «Накорми куколку»
  • Имитируем варку кукольной каши. Показываем все действия, упоминаемые в стихотворении:
  • Кукле кашу я варю.
  • Положу в нее крупу
  • И поставлю на плиту.
  • Ах, как каша хороша (тут нужно громко хлопнуть),

Кушай, Маша, не спеша! (погрозить кукле).

Пальчиковая гимнастика для детей 3 лет

Для трехлеток нужны упражнения посложнее. Например, такое.

«Кошечка-царапка»

Отлично тренирует ловкость пальчиков и укрепляет мышцы плеча. Малыш сгибает локти, соединяет кончики пальцев в виде кошачьей лапки. Имитируя движения нападающей или защищающейся кошки, проговорить:

  1. У Васькиной дочки
  2. На лапках коготочки.
  3. Их потрогать не спеши,
  4. Поцарапает, смотри!
  5. На слове «поцарапает» разжат кулак и показать «когти».
  6. «Комаришка»

Сначала сжать кулачок. Потом вытянуть «хоботок» комара – указательный палец. Опустить на поверхность стола «ножки» – большой палец и мизинчик. Сделать такую фигуру сложно, поэтому маме придется удерживать пальцы в нужном положении и проговаривать:

  • Комаришка прилетел,
  • Укусить меня хотел.
  • Комаришку не боюсь,
  • От него скорей умчусь!

Ребенок «играет» за злого комара, поэтому ему нужно активно двигать «ножками» и «хоботком», догонять маму  пытаться ужалить ее. Ну а мама, в свою очередь, может и «прихлопнуть» слишком назойливого «комарика».

Задача родителей в том, чтобы как можно чаще заставлять детские пальцы работать. В три года с ребенком нужно постоянно разучивать песенки и стихи, обыгрывая их сюжеты. Ребенок с удовольствием будет в игровой форме имитировать мамины действия: как тесто вымешивает, пирожки лепит и печет, поливает цветы, стирает платочек, собирает овощи с грядки.

Пальчиковая гимнастика для детей 4 лет

Продолжаем развивать кисти рук. Ребенок уже способен в пределах одного упражнения совмещать разные типы движений. Например, резкие и плавные, интенсивные и мягкие.

  1. «Капустка»
  2. Имитируем известную осеннюю заготовку капусты, проговаривая:
  3. Мы капустку рубим-рубим,
  4. Мы морковку трем-трем.
  5. Мы капустку солим-солим,
  6. Мы капустку жмем-жмем.
  7. Все действия ребенок показывает: резкая рубка (ладони быстро перемещаем ребром вверх/вниз), энергичное трение (руки по горизонтали от груди к груди), «присаливающее» движение пальцами и кистью, сильное сжатие пальцев в кулак.
  8. «Большая стирка»
  9. Интенсивное упражнение имитирует стирку одежды. Проговариваем:
  10. Постираю чисто, с толком,
  11. Юбку, блузку и футболку.
  12. Постираю брюки –
  13. Устали мои руки!
  14. Кроме потирающих движений ребенок должен сжимает кулачки, показывать, как развешивает чистое белье, как отряхивает руки от воды, трясет ими, чтобы снять усталость.
  15. «Жужжалка»

Интересное упражнение пальчиковой гимнастики. Малыши с большим удовольствием возвращаются к нему снова и снова. Каждую часть тела, о которой упоминается в стишке, нужно потрогать.

Летит муха вокруг уха. Как? Ж-ж-ж!

Летят осы вокруг носа. Как? С-с-с!

Летит комар, на лоб – оп!

А я его – хлоп!

И к уху. Как? З-з-з!

Отпустить? Отпущу!

Ребенок дует на раскрытую ладошку, «отпуская» комарика.

Пальчиковая гимнастика для детей 5 лет

Детям этого возраста можно предлагать для обыгрывания отвлеченные понятия и нравственные категории. Говорить о том, кто главнее, как помириться, если поссорился, учить выражать эмоции (удивился, обрадовался и т.п.).

  • «Мир!»
  • Показать спор больших пальцев, сжав кулаки и расположив их друг напротив друга.
  • Спорят пальцы:
  • Кто главней?
  • Кто красивей?
  • Кто умней?
  • Ну-ка, ссору прекратите!
  • Быстро, пальцы, помиритесь!
  • «Мир» показать, сцепив пальцы в замок и покачав кистями из стороны в сторону.

«Пообедали!»

В этом упражнении можно дать волю воображению. Ребенок показывает, как он держит ложку, жестами приглашает соседей к столку, накрывает на стол, раскладывает столовые приборы, готовит еду, устало вытирает трудовой пот и т.д. Кулачки сжимаются и разжимаются, пальцы активно двигаются, кисть работает.

  1. Сели как-то мы обедать
  2. И позвали в дом соседа.
  3. Скатерть быстро постелили,
  4. Вилки-ложки разложили.
  5. Хлеб нарезали и сыр,
  6. Приготовили гарнир.
  7. И нажарили котлет,
  8. Вкусен вышел наш обед!
  9. Посолили, поперчили
  10. И про сахар не забыли!
  11. Мы готовили, устали.
  12. И ватрушки печь не стали.

Пальчиковая гимнастика для детей 6 лет проводится так же, как для пятилеток. Движения сложные, быстрые, стихи более сложные. Ребенок обязательно должен проговаривать их, одновременно с развитием мелкой моторики развивая память и артикуляционный аппарат.

Детская пальчиковая гимнастика проста, но эффективна. Делать ее нужно всего пять минут день, но ежедневно. Только при условии регулярности занятия принесут максимум пользы.

Не нужно  бояться, что ребенку наскучит каждый день повторять одни и те же упражнения и слушать одни и те же стихи.

Напротив, он с удовольствием подключится к занятию, потому что все знакомое для маленького ребенка – источник удовольствия, природный механизм закрепления навыка.

Кроме того, занятия нужно будет постепенно усложнять. С возрастом мелкая моторика становится все более совершенной, а занятия все более сложными и разнообразными.

Источник: zhenskoe-mnenie.ru

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *