Первые шаги: когда, как, опасения родителей, полезные советы

Алена Лепилина

Каждый родитель мечтает воспитать здорового, счастливого и гармоничного развитого ребенка. На этом пути он сталкивается с препятствиями и вопросами, на которые нет ответа.

Или, наоборот, слишком много ответов и непонятно, какой из них правильный. Остается опираться на здравый смысл и мнение экспертов.

Выбрали из книг полезные советы, основанные на достижениях науки и практике, которые станут хорошим подспорьем для родителей.

1. Позволяйте детям играть чаще

С 1955 года уменьшается время, которое дети тратят на игру, но при этом у них повышается уровень тревожности, чаще наблюдаются депрессия, ощущение беспомощности и одновременно детский нарциссизм и снижение эмпатии. Неприятная статистика. Но в силах взрослых, каждого из нас, дать своему ребенку то, что требуется ему для гармоничного развития. Игра в этом смысле нужна как воздух.

Почему сокращение времени на игру влечет за собой расстройства эмоционального и социального характера? Игра — естественный способ научить детей решать их проблемы, контролировать желания, управлять эмоциями, смотреть на проблему с разных точек зрения, обсуждать разногласия и общаться друг с другом на равных. Другого способа освоить эти навыки нет. Вот почему так важно, чтобы ребенок проводил много времени играя.

2. Стимулируйте любознательность

У детей есть врожденная склонность к познанию мира, которую обязательно нужно поддерживать. Один из способов это сделать — показывать все возможные, самые разнообразные варианты решения задач.

Эксперименты подтверждают эту идею: если в процессе игры ребенку сразу показать одну-единственную функцию игрушки, он придет к выводу, что та больше ничего не умеет.

А вот когда игрушку давали ребенку «на откуп», они догадались использовать ее по-разному, не одним способом.

Первые шаги: когда, как, опасения родителей, полезные советы

источник

Вывод прост. У тех, кого не учили специально, не было причин думать, что им показали все возможные варианты, поэтому они начинали изучать ее тщательнее и открывали для себя новые возможности использования. И это относится не только к играм. Но и к жизни.

3. Разрешайте ребенку дружить со старшими

В разновозрастных группах у маленьких детей есть возможность заниматься тем, что было бы слишком сложно или опасно делать самостоятельно или в группе ровесников. Еще они могут чему-то учиться, просто наблюдая за более старшими ребятами и слушая их разговоры. Старшие эмоционально поддерживают младших и заботятся о них лучше, чем ровесники.

В 1930-х годах русский психолог Лев Выготский вывел термин «зона ближайшего развития». Он означает деятельность, которую ребенок не в состоянии выполнять сам или с ровесниками, но может выполнять при участии более опытных людей. Выготский предполагал, что дети получают новые навыки и развивают мышление, взаимодействуя с другими в зоне своего ближайшего развития.

Вот почему возможность общаться с детьми постарше важна для физического, социального, эмоционального и умственного развития ребенка.

4. Живите сами по «правилу 4:30 утра»

Ультрамарафонец Трэвис Мейси рассказывает о «правиле 4:30 утра», которого всегда придерживался и его отец, и он сам. Начиналось оно, как нетрудно догадаться, с раннего подъема. Но смысл не в этом.

По крайней мере, не весь смысл.

Отец Трэвиса, Марк, был отцом двоих детей, много работал над своей карьерой адвоката, увлекался бегом и ездой на велосипеде и начал участвовать в гонках, которые вскоре привели его к соревнованиям на сверхмарафонские дистанции.

И сейчас, когда ему за шестьдесят, папа живет в том же режиме, только теперь он просыпается в четыре утра (а то и еще раньше). Он участвует во всех важных моментах жизни своих внуков и по-прежнему никогда не пропускает мои соревнования. Невероятно. Поразительно.

Первые шаги: когда, как, опасения родителей, полезные советы

Трэвис Мейси вырос прекрасным семьянином, любящим отцом и спортсменом с невероятной силой духа, — источник

Тренировки и соревнования шли вразрез с его главными задачами как семьянина и профессионала. Но как человек, стремящийся жить полной жизнью и добиваться успеха во всем, он твердо решил сделать так, чтобы все это каким-то образом заработало вместе. И придумал. Папа знал, что лучшее время для работы — раннее утро.

Пока другие люди спали или медленно раскачивались перед началом рабочего дня, папа уже работал.

Просыпаясь каждое утро не позже 4:30, папа успевал съездить в офис поработать, потом устроить обеденную пробежку, вернуться на несколько часов на работу, по дороге домой остановиться у велотрассы и прокатиться на горном велосипеде и вернуться домой достаточно рано, чтобы провести с нами время и посетить все наши внешкольные мероприятия.

В чем смысл этого правила? Как родители, вы должны быть тверды в своих решениях.

Кратко — если заранее принимаешь решение, то, когда приходит время действовать, уже не отвлекаешься на мысли о том, хочется тебе это делать или нет.  Не стоит воспринимать это правило буквально; подъем в 4:30 утра — лишь пример того, какой твердой волей нужно обладать, чтобы достичь успеха.

Твердое внутреннее обязательство — в отношении воспитания ребенка, семьи, отношений (или программы тренировок и проекта на работе) — это самое важное, что только можно сделать в жизни. С этого все начинается. И вы подаете детям достойный пример.

5. Поддерживайте ребенка

Психологи вывели формулу: 10 000 часов практики равны экспертности в любом деле.

В исследованиях, объектами которых становились композиторы, баскетболисты, писатели, конькобежцы, пианисты, шахматисты, матерые преступники и так далее, это число встречается с удивительной регулярностью.

Моцарт начал писать музыку в 6 лет, а первые его великие произведения появились только лишь к 21 году. Или еще пример: чтобы стать гроссмейстером, также требуется около десяти лет. (Только легендарный Бобби Фишер пришел к этому почетному званию быстрее: у него на это ушло девять лет.

Но не три года и не год!) Первые шаги: когда, как, опасения родителей, полезные советы 10 000 часов эквивалентны 3 часам практики в день, или 30 часам в неделю на протяжении десяти лет.

Первые шаги: когда, как, опасения родителей, полезные советы

источник

Если вы заметили талант у своего ребенка, дайте ему его раскрыть. Без поддержки родителей невозможно наработать 10 000 часов. Помните: 10 000 часов — это очень-очень много.

Дети и молодые люди не в состоянии в одиночку наработать такое количество часов. Нужны поддержка и помощь родителей. Такой стиль воспитания называется «совместным развитием».

Его задача — активно «стимулировать и оценивать таланты, умения и побуждения ребенка».

6. Учите детей отличать хорошее от плохого

Если плохой поступок вознаграждается, то молодой мозг может определить его как полезный с точки зрения выживания индивидуума. Если ребенок, проявляя агрессию, получает поддержку, а проявляя стремление к взаимодействию, такой поддержки не получает, его мозг может легко запомнить, что агрессия хороша для его выживания.

Если малыш получает вознаграждение, будучи больным, и теряет его, выздоровев, у него формируются соответствующие долговременные связи.

Первые шаги: когда, как, опасения родителей, полезные советы

источник

Мозг учится не у экспертов по детскому воспитанию и не по учебникам этикета. Он учится на основе изменения содержания в нем тех или иных нейрохимических веществ. Каждый раз, когда вы и ваши дети были вознаграждены или, наоборот, чувствовали угрозу, то добавляли новые цепочки в нейронную инфраструктуру, которая подсказывает, где искать уважение, признание и доверие в будущем.

7. Пусть ваши дети чаще чувствуют себя счастливыми

Счастливые моменты в прошлом создают особые связи между нейронами, которые готовы к тому, чтобы производить «гормоны счастья» в следующий раз, когда вы испытаете подобные позитивные ощущения. Другими словами, чем чаще ваш ребенок будет чувствовать счастье и радость, тем легче ему это дастся во взрослой жизни.

Первые шаги: когда, как, опасения родителей, полезные советы

источник

Например, у ребенка, который пользуется большим уважением своих родителей, поскольку умеет обращаться с компьютерами, формируются нейронные связи, которые позволяют ему ожидать большей радости при оказании такой помощи другим людям. Он повторяет свои действия, и в его нервной системе появляются новые нейронные пути счастья.

Каждый позитивный момент укрепляет нейронные пути, а наш мозг устроен так, что «обращается» к тем путям, которые самые крепкие и используются чаще всего. Человек накапливает опыт с самого детства, а потом обращается к нему всю свою жизнь.

8.  Обнимайте детей чаще

Прикосновения и объятия — это не чья-то прихоть. Есть четкая физиологическая основа, которая делает и взрослых и детей счастливыми, когда они выказывают привязанность друг к другу. Окситоцин — «гормон счастья», который выделяется у млекопитающих.

Рождение детей также вызывает значительный прилив окситоцина. Причем как у родителей, так и у детей. Воспитание чужих детей тоже способствует повышению уровня окситоцина.

Окситоцин дарит нам удовольствие быть спокойными рядом с теми, кому мы доверяем.  Это не осознанное решение, а скорее физическое чувство безопасности.  Нейронные пути, формирующиеся с участием окситоцина, возникают в течение всей нашей жизни. И очень важно формировать их в детстве, чтобы ребенок чаще чувствовал радость от жизни.

9. Оставьте идею, что вы определяете будущее своего ребенка

Если мы сами ценим свободу и несем ответственность за свои поступки, то должны уважать право ребенка самостоятельно прокладывать свой жизненный путь. Наши стремления не могут стать стремлениями ребенка, равно как и наоборот. Поиски собственного курса начинаются с раннего детства.

Чтобы научиться отвечать за себя, дети должны научиться принимать решения каждый час, день или год, и этому они могут научиться только на практике.

Все любящие и заботливые родители пекутся о будущем своих детей, поэтому им тяжело не пытаться их контролировать. Но любая попытка, совершенная под контролем, не приведет к цели. Когда мы стараемся определить судьбу ребенка, то не даем ему распоряжаться его жизнью и учиться на собственных ошибках.

Первые шаги: когда, как, опасения родителей, полезные советы

источник

Подумайте о своем детстве и вспомните самый счастливый момент. Где вы были? Что делали? Кто был с вами рядом, если был? Правда, приятное чувство? Когда мы становимся родителями, одна из главных наших задач — сделать так, чтобы у ребенка было как можно больше счастливых воспоминаний и умений и навыков, которые помогут ему во взрослой жизни.

По материалам книг: «Свобода учиться», «Гении и аутсайдеры», «Ультрамышление», «Гормоны счастья»

Обложка поста: pexels

Ребенок идет в первый класс: советы родителям

Взрослым волнительно, когда ребенок идет в первый класс. Вспоминаются собственные счастливые и не очень годы в школе: сложности с учебой, недопонимание одноклассников, казусы в дороге и на уроках.

И очень хочется сделать путь ребенка по школьным просторам был проще, легче, приятнее. И это реально.

Советы родителям, чьи дети идут в первый класс – от психологов, преподавателей, педагогов, помогут первокласснику быстрее адаптироваться и научиться получать от учебного процесса максимум удовольствия.

Сразу оговорю: мысли не мои. Но все они озвучены профессионалами, поэтому заслуживают внимательного изучения, а лучше всего внедрения в жизнь бывшего дошкольника.

Читайте также:  Энциклопедия 3D: нужна ли она ребенку - Обзор образовательных книг для детей + Отзывы

1. Настрой на учебу

Это очень простой, но продолжительный по времени этап. Примерно за год – а можно и за два до школы – ребенка стоит приучить к положительному мнению об учебном процессе. А потом добавить к этому предварительную адаптацию.

Для этого родителям будущих первоклассников рекомендуют:

  • много и светло рассказывать о собственных школьных годах, друзьях, интересных событиях;
  • отдать ребенка на подготовительные курсы в школе для знакомства с требованиями, учителями, другими детьми;
  • при нежелании ходить на курсы добавить в программу дошкольника школу развития – более мягкие условия, но все равно приближенные к настоящей учебе.

Ну и, конечно, важно соблюдать режим, чтобы в дальнейшем у ребенка не было проблем с ранним подъемом. Для детей с лабильной нервной системой рекомендовано максимально долго оставлять дневной сон.

Первые шаги: когда, как, опасения родителей, полезные советы

2. Лояльность или вседозволенность

  • В плане строгости у родителей бывает три линии поведения:
  • Первая: авторитарный – родители лучше знают, что хорошо ребенку и постоянно наставляют и поучают его.
  • Вторая: попустительская – детям должно быть хорошо, комфортно во всем.
  • Третий: лояльный – родители интересуются делами ребенка, помогают ему при необходимости, дают возможность выбора, как в делах, так и в ситуациях.
  • Выбирайте сами!

Подсказка: лучший вариант – третий.

3. Работа над самооценкой

Адекватную самооценку нужно формировать у ребенка с самого раннего возраста. Основной ориентир для школьника – мнение родителей.

Нужно хвалить чадо за реальные, путь и небольшие достижения, формировать ситуацию успеха.

Нельзя оценивать личность школьника, обвинять его в несостоятельности и плохих способностях.

4. Стеснительность – враг

Стеснительность появляется по двум причинам:

  • копирование модели поведения в семье;
  • неуверенность в собственных силах.

Чтобы стеснительность не стала преградой к хорошей учебе, необходимо внимательно относится к ребенку.

Важно! Хвалить и ругать нужно за действие, поступок, не акцентируя внимание на личности самого ребенка.

5. Чтобы утренний подъем не стал проблемой…

…необходимо точно понимать, сколько времени нужно ребенку на «раскачку». И будить от этого времени немного с запасом.

Плохое настроение и нежелание что-то делать рекомендуется гасить спокойно без эмоций, по возможности поясняя, что каждый может быть по утрам букой.

Прощаться психологи рекомендуют без негатива. То есть, отказавшись от фраз: «давай сегодня без драк», «жду домой без двоек». Просто «Пока, хорошего дня» будет достаточно.

6. Вранье – бич первоклассников

Часто в школе дети начинают врать. Причина – резкое увеличение ответственности и высокая требовательность родителей.

Первые шаги: когда, как, опасения родителей, полезные советы

7. Если учиться лень…

Лень – это первый признак усталости. И не надо говорить, что первоклассники не устают.

  1. Устают…
  2. Из-за чрезмерной опеки родителей…
  3. Из-за многообразия новых впечатлений…
  4. Из-за эмоций и адаптации….
  5. Да, много из-за чего.
  6. Помочь в этом можно.

Самый простой путь – правильная мотивация. То есть не обращение к совести ребенка и рассказы страшилок «ты будешь работать дворником». А повышение уровня интереса к учебе.

Хорошо работает простейший трюк: попросить первоклассника рассказать родителям «забытый» ими материал. В этом случае ребенок не просто выучит тему, но и поймет ее.

8. Безопасность первоклассника

В помощь детям, идущим в первый класс!

Чтобы чадо не попало в беду, надо заблаговременно научить его поведению с незнакомыми людьми.

Знакомые – те, кого знают родители и с кем общаются. А также те, к кому можно приходить в гости и даже ночевать. То есть это родственники и ограниченный круг друзей. Остальные – Незнакомые.

Поведение с незнакомцами простое. При попытке контакта ребенок должен оценить человека, отойти на безопасное расстояние, извинится при необходимости и уйти или сразу убежать к знакомым и безопасным взрослым.

Безопасные в данном контексте – учителя, консьерж, охрана в магазине, банке.

Первые шаги: когда, как, опасения родителей, полезные советы

9. Дополнительные занятия

  • «Допы» – сегодня дань моде, поэтому с ними нужно быть особенно осторожными.
  • Точно на пользу пойдут все занятия, связанные с физической активностью – спорт, танцы, плавание.
  • А также остальные по увлеченности ребенка.
  • Но все без фанатизма.

Перегрузки дошкольники переносят очень тяжело.

Если ребенку сложно, лучше отказаться от чего-то, чем давить и заставлять «пахать» во имя родительских амбиций.

10. Гиперактивные дети: помощь ребенку в первом классе

СДВГ – частый диагноз у дошкольников.

Жить с ним спокойно и счастливо можно. Правил всего несколько:

  • четкий распорядок дня;
  • естественная или спортивная активность;
  • спокойная домашняя обстановка.

11. Тайм-менеджмент первоклассника

Учить ребенка управлять временем можно уже в первом классе. Для этого нужен распорядок дня, план/расписание на неделю.

Хорошо работают собственноручно сделанные схемы, в которых отмечены дополнительные и обязательные занятия по дням с отметками времени.

Такая таблица должна быть постоянно в поле зрения школьника, чтобы он учился жить в правильном и понятно режиме.

Когда ребенок идет в первый класс волнительно! Но сделать школьную жизнь более легкой и спокойной в состоянии каждый родитель!

Интересные статьи:

Первые шаги: когда, как, опасения родителей, полезные советы

Первые шаги: когда, как, опасения родителей, полезные советы

Первые шаги: когда, как, опасения родителей, полезные советы

Первые шаги: когда, как, опасения родителей, полезные советы

14 советов, которые помогут растить ребенка без криков и наказаний

Взаимоотношения Дети Общение Психология Родители Эмоции

Иногда нам хочется покричать на детей. Обычно этот импульс исходит в моменты эмоциональных вспышек, разочарования или истерики. При этом большинство из нас понимает, что крики и наказания ни к чему хорошему не приведут.

Они уменьшают доверие ребенка к нам и, что еще хуже, вредят его самооценке. В конечном счете это приводит к еще большим проблемам с поведением.

Вместо этого в процессе воспитания стоит создавать для детей разумные границы и сочувствовать им, ведь путь познания всего нового очень непрост. Тогда они вырастут уверенными в себе и эмоционально здоровыми взрослыми. Кроме того, это упростит твою родительскую задачу.

С помощью этой статьи ты сможешь растить детей без криков и наказаний. Ты узнаешь, что нужно делать родителям для того, чтобы контролировать собственные негативные эмоции.

Советы для родителей

Первые шаги: когда, как, опасения родителей, полезные советы

  1. Ухаживай за собой и хорошо к себе относись
    Чем больше ты о себе заботишься, тем больше удовлетворения получаешь, а с ним и дополнительную энергию. Если ты устал, то контролировать себя будет гораздо сложнее, а значит, в любой момент можешь сорваться.

    Так что начни ежедневно выделять время исключительно на себя. В дополнение стоит заняться медитацией, йогой или физкультурой. Старайся периодически говорить с собой так, как ты будешь разговаривать с ребенком. Не используй в голосе нотки критики.

    Сначала это будет казаться странным, но со временем ты привыкнешь и не заметишь, как начнешь использовать те же интонации в общении с ребенком.

  2. Уважай свои границы
    Можно потерять равновесие, если ребенок часто переходит границы допустимого. Но помни, что чаще всего в этом виноват ты сам.

    Я понимаю, что иногда ты не говоришь «нет», чтобы предотвратить истерику или просто остаться «хорошим». Запомни, что создание разумных границ – это твоя работа. Любить ребенка – не значит всё время давать ему то, что он просит. Придерживаясь этого принципа, ты предотвратишь еще много истерик.

  3. Помни, что это ребенок
    Когда ты берешь ребенка с собой в общественное место, то не стоит ожидать, что он будет вести себя как взрослый. Он не сможет, например, спокойно просидеть целый час в ресторане.

    Выходя с ребенком на улицу, помни, что он постоянно получает новый жизненный опыт. Поэтому забудь о таком чувстве как стыд. Когда ты отбросишь свои нереалистичные ожидания, то сам начнешь получать удовольствие от воспитания ребенка.

  4. Контролируй свои опасения
    Как только ты начинаешь беспокоиться о плохом поведении ребенка, он это чувствует и следует той дорогой, на которую ты его направляешь. Если ты будешь ему постоянно говорить, что он плохой, то он таким и станет.
  5. Борись со своим прошлым
    Дети могут вызывать переживания из твоего собственного детства. Не проецируй свое прошлое на ребенка. Просто давай ему любовь и понимание, которые так необходимы.
  6. Создай «якорь»
    Создай себе некий физический стимул в момент наибольшего спокойствия и расслабления. Например, соединяй большой и средний пальцы рук.

    Таким образом ты получишь некий «якорь». Когда тебе захочется накричать на ребенка, соедини пальцы, ты вспомнишь о хорошем, «якорь» потянет тебя к положительным эмоциям, и ты успокоишься.

  7. Избавляйся от чувства вины
    Вина и стыд – это самые низкие эмоции, которые может испытывать человек. Где-то с противоположной стороны находятся любовь и сострадание. Если тебе кажется, что ты недостаточно делаешь для ребенка, то, скорее всего, ты зря себя накручиваешь.

    Гони эти мысли прочь. Помни, что в каждый момент воспитания, ты, как нормальный родитель, делаешь максимум для своего ребенка.

  8. Убедись, что проводишь с ребенком достаточно времени
    Внимание – это одна из главных детских потребностей. Иногда эмоциональные всплески ребенка являются следствием недостатка внимания. Ты дал ему слишком много свободы.

    Он хочет чувствовать твою любовь в виде твоих ограничений и направлений. Поэтому в определенные моменты необходимо полностью посвящать себя ребенку. Ему не нужно, чтобы ты постоянно был рядом.

    Пусть вы проводите не так уж много времени вместе, но в эти моменты ты не должен отвлекаться ни на что другое.

  9. Дай ребенку свободное время
    После того как потребность в любви и внимании будут реализована, ребенку понадобится время для самостоятельного исследования мира. Он должен развиваться, узнавать свое тело и окружающие его предметы.

    Чем старше ребенок, тем на большем расстоянии при этом должен находиться ты. За маленькими, естественно, нужно наблюдать, но убедись, что ты не вмешиваешься без крайней надобности.

  10. Ребенок должен чувствовать, что его понимают
    Понимание очень важно для ребенка. Ты не должен потакать всем его прихотям, но это не снимает с тебя обязанности понимать его чувства.

    «Я понимаю, что тебе понравилось разрисовывать лицо, и вижу, что ты злишься из-за того, что я забрал краски» или «Я знаю, что тебе хочется есть шоколад целый день. Мне бы тоже этого хотелось.

    Но сейчас нужно съесть немного овощей, чтобы поддерживать наше здоровье». Ребенок может еще немного сопротивляться, но всё же он увидел, что ты его понимаешь. В большинстве случаев это уменьшит его эмоциональный всплеск.

  11. Заранее предупреждай ребенка об изменении активности
    Некоторые дети эмоционально реагируют на резкие перемены. Им нужно давать время на то, чтобы они приспособились. Например, несколько раз предупреди ребенка, что скоро нужно будет идти спать. За 10, 5 и 1 минуту.
  12. Уважай ребенка как личность
    Возможно, твой ребенок живет в маленьком тельце, еще многого не умеет и нуждается в постоянной помощи. Но при этом он уже отдельная личность, и это нужно уважать.

    Старайся разговаривать с ним как со взрослым, не повышай голос. По отношению к себе используй слово «я», а не «мама» или «папа».

  13. Проявляй уважение к телу своего ребенка
    Всегда говори ребенку, если хочешь взять его на руки или просто коснуться его. Можешь начинать с самых ранних лет: «Я тебя сейчас подниму.

    Раз, два, три…

    » Во время игр проявляй уважение, если ребенок говорит «нет» и хочет остановиться. Он должен понимать, что ты уважаешь его выбор.

  14. Обращайся за помощью
    Если ты чувствуешь, что устал, то не стыдись в этом признаться. Скажи своей второй половинке, или няне, или бабушкам и дедушкам ребенка, что тебе нужно отдохнуть.

    Помни, что просьба о помощи – это вовсе не проявление слабости. Для этого нужна небывалая смелость.

Надеемся, что эти советы помогут уберечь нервы тебе и твоему карапузу. Желаем получать только удовольствие от родительских обязанностей. Если у тебя есть друзья, которым этот материал покажется интересным, то непременно расскажи им о нём.

Первые шаги ребенка: советы эксперта

Доброго времени суток всем читателям нашего сайта! Сегодня мы поговорим о такой важной для родителей теме, как первые шаги малышей. Поможет ответить на вопрос нашей читательницы эксперт — Иосиф Силади, инструктор по детскому массажу и лечебной физкультуре.

У нас в семье подрастает долгождан­ный первенец — очень любопытный, активный и развитой малыш. Как только он освоил ползание (произошло это в шесть с половиной месяцев), то сразу начал исследовать окружающий мир.

Ведь в нем столько всего интересного! Сейчас мы с нетерпением ждем первых шагов своего непоседы.

Кроха уже может, подтянувшись за ручки, подняться, но шагать пока не получается — чаще всего, не удержавшись, он садится на попку.

Когда ребенок должен сделать свой первый шаг? Можно ли ему чем-то помочь в этом деле? Евгения Александрова

Вот что советует наш эксперт:

Когда ребенок появляется на свет, его ножки уже многое умеют: подергивать­ся при виде мамочки, подтягиваться к животику и «ходить» на цыпочках, ког­да доктор проверяет рефлекс «шага­ния». Однако им предстоит еще многому научиться.

Держим равновесие

Перед первым шажочком большинство малышей начинают взирать на мир с высоты… ползка.

Как потешно совер­шают дети первые попытки поползти! Кто — «топает» попой назад, кто — оттал­кивается одной ножкой, а другую под­жимает под себя, а кто — пытается по-тюленьи ездить на пузике или прыгать практически по-лягушачьи.

Любые дви­жения крохи в этом русле нужно поощрять, ведь благодаря этим первым «вояжам» он учится сохранять равновесие и координировать движения правой и левой сто­роны своего тела.

Миновал какой-то месяц-два — и вот уже маленький «лазутчик» напоминает альпи­ниста. Он доползает до дивана, хватается за покрывало и, подтягиваясь, становит­ся на ножки. Да, первые попытки удержать равновесие, как правило, заканчиваются фиаско, и непоседа на собственной попке доказывает ньютоновский закон притя­жения.

Милые мамочки, не паникуйте! Эти падения очень важны, ведь таким образом малыш тренирует ножки и рассчитывает силы для стойкости (учится ставить ножки на всю ступню). Кстати, если малыш встал на ножки, скажем, в 8-9 месяцев, это не значит, что он вот-вот пойдет.

Возможно, придется подождать месяц-другой, пока он отважится на «героический поступок».

Шаг за шагом

Малыш готов пойти в «свободное плавание»? Что ж, давайте поможем ему освоиться.

  1. Пусть кроха «походит» на ваших ногах, держась за ваши руки.
  2. Поиграйте с ребенком в «догоню-дого­ню», делая вид, что вот-вот поймаете свое­го озорника, который, хохоча, «пружинит» на ножках.
  3. Поставьте малыша впереди себя, возь­мите за обе ручки и пройдитесь с ним по комнате или детской площадке. Любопытно, что карапуз при этом совершает своеоб­разные «пинки» коленками, ступни же оста­ются как бы неподвижными. Теперь подве­дите кроху к дивану или скамейке, отойди­те на один-два шага и поманите его к себе. Малыш волнуется, лепечет… но вот реша­ется — и делает пару неуверенных шажоч­ков вам навстречу.

Первая обувка

Конечно, некоторое время начинающий «ходок» может тренироваться дома боси­ком или в носочках.

Для прогулок на ули­це нужны кожаные или матерчатые боти­ночки (с закрытыми носком и пяткой), на маленьком (0,5-1 см) каблучке, без гру­бых швов внутри и обязательно ему по нож­ке — так, чтобы большой пальчик не упи­рался в носок, а ширина соответствова­ла стопе почти впритык.

Особое внимание уделите подошве первой обувки. Помните основное правило: чем меньше ребенок, тем более тонкой и гибкой она должна быть. Если подошва будет жесткой и негнущейся, кроха может спотыкаться и падать.

Поначалу следует надевать крохе боти­ночки только на 1-2 часа, а позже — и на все время прогулки.

Интересных открытий вашим маленьким исследователям!

Правила безопасности

  1. Разделите квартиру на зоны. Закройте малышу самостоятельный доступ в ванную, туалет, на балкон и кухню.
  2. Поставьте на розетки специальные заглушки или спрячьте их за мебелью.
  3. Застопорите двери.

  4. Уберите все, что опасно, спрячьте шнуры (утюга и электрочайника).
  5. Проверьте ворс на ковре, он должен быть хорошо закреплен.
  6. Не бросайте где попало лекарства.

  7. Уберите скатерти и задрапируйте углы столов, шкафов и прочей мебели

Советы мам

  • С нами делится Татьяна Шикирявая, которую волновал вопрос: «Во сколько дети начинают ходить?»
  • «Я очень переживала, что в 11 месяцев мой Кирилл совсем не хотел ходить. Все вокруг говори­ли, что у каждого ребенка это происходит в разном возрасте, что мальчики «идут» позже, но меня эта ситуация угнетала…
  • Перечитав массу литера­туры, я стала с сынишкой заниматься.
  • 1. Каждый день, держась за руки, мы качались из сто­роны в сторону и топали под такую потешку:

«А где же ласточка? Улетела!»

  1. «Ласточка, ласточка,
  2. Милая касатка, Где ты была?
  3. С чем ты пришла? За морем бывала,
  4. Весну добывала, Несу, несу весну-красну!»
  5. Ребенок должен быть в хо­рошем настроении, застав­лять его нельзя.

2. Мы делали такое упраж­нение. Малыш ложился на животик, я давала ему в руки два колечка и разводила руки в стороны. Затем слегка поднимала кольца (малыш при этом припод­нимал торс и делал вдох). На выдохе мы опускались вниз.

3. Я раскладывала игруш­ки на журнальном столике, на краю кровати и дивана так, чтобы сыночек, потя­нувшись к первой игрушке, встал на ножки, а потя­нувшись за второй — сде­лал шаг с опорой (держась за диван).

Через пару дней Кирюша начал ходить, не отрывая рук от опоры, а через 2 неде­ли пошел сам!»

Ольга Лазарева из Хмельницкого просит родителей дать крохе возможность самому встать на ножки. Вот что она рассказывает о своих детках:

«У нас растет двое карапузиков: Артемка (3 года и 9 месяцев) и Владочка (11 месяцев). Детки развиваются абсо­лютно по-разному! Старший свои первые шаги сделал в 8,5 месяцев. Но из-за своей чрезмерной активности, однажды сильно упав, испу­гался и до 11 месяцев ходил только с поддержкой. А Вла­дочка — очень аккуратная, и если не видит поддержки, то в бой не рвется.

Главное — не заставлять, не ставить на ножки насиль­но, дать возможность ребеночку сделать это самостоя­тельно. Наше дело — моти­вировать его действия, но в меру.

Я заметила, что быстрее начинают ходить более тем­пераментные детки. И пока ребенок не почувствует уве­ренности в своих движени­ях, пока не притупится чув­ство страха — не пойдет.

Мы и в этом им помогали: обезвредили острые углы, радо­вались успехам, подбадри­вали, хвалили. Необходимо дать возможность ребенку заниматься этим важным делом — освоением ходьбы.

Для него это своеобразное потрясение, это впервые и на всю жизнь! А мы будем восхищаться своими умнич­ками и любить их!»

Надеемся, Вам было интересно узнать, как помочь своему крохе, когда он делает свои первые шаги!

Советы психолога

Проблема воровства по мере роста ребенка усложняется. То, что в раннем детстве является случайным эпизодом, ошибкой, у подростков – уже осознанный шаг, а то и вредная привычка, девиантное поведение.

В младшем школьном возрасте ребенок попадает в ситуацию постоянного оценивания, и не только со стороны взрослых (в первую очередь, учителей), но и со стороны одноклассников.

Их оценки постепенно становятся более значимыми, нежели обыкновенные школьные, а иногда важнее, чем мнение родителей. Именно в этом возрасте наиболее активно происходит нравственное развитие маленького человека, освоение социальных норм, закладывается моральная основа личности.

Теперь все зависит от шкалы предлагаемых ценностей. Чтобы завоевать популярность и уважение сверстников, ребенок готов на многое. Особенно тот, у которого не все благополучно дома.

Если родители вечно заняты, им нет дела до проблем ребенка и его интересов, если они холодно относятся к нему, отвергают его, то школьник еще активнее будет искать утешения вне семьи, а здесь уж как повезет, какая компания попадется.

К типу воровства младшего школьника можно отнести ситуации домашнего воровства, когда ребенок может украсть деньги или некую вещь, принадлежащую его родным или близким друзьям семьи.

Чаще всего кражи такого рода совершают подростки и младшие школьники, хотя истоки подобного поведения могут находиться в раннем детстве.

Такое воровство – своего рода сигнал об эмоциональном неблагополучии семьи, неудовлетворенности каких-то жизненно важных потребностей ребенка.

К сожалению, особенную тревогу у родителей вызывают только те случаи, когда воровство начинает выходить за пределы семьи.

А ведь даже самый первый подобный проступок – повод задуматься: все ли в порядке, не испытывает ли маленький член семьи дискомфорт в родственном кругу? Анализ работы с ворующими детьми подтверждает, что в их семьях наблюдается эмоциональная холодность между родственниками.

Такой ребенок либо чувствует, что его не любят, либо в раннем детстве пережил развод родителей, и, хотя отношения с отцом сохраняются, он наблюдает отчужденность, даже враждебность между мамой и папой.

Младшие школьники берут то, что им очень хочется иметь в данный момент: красивый ластик или яркий карандаш. И еще то, что они коллекционируют: яйца-сюрпризы, вкладыши, наклейки.

Для подростков 11-13 лет украсть что-то в магазине – значит продемонстрировать сверстникам свою смелость, независимость и пренебрежение к социальным нормам. Девочка может украсть лак для ногтей, который не очень даже и понравился, мальчик тайком выносит из супермаркета музыкальные диски, не обращая внимания на их содержание.

В школе младшие подростки воруют какую-то вещь у одноклассника, чтобы проучить его за то, что услужлив с учителем, лучше учится или просто не такой, как все.

Чаще всего – это спонтанный поступок, а не расчетливая кража по меркантильным соображениям. Младшие школьники еще не способны предвидеть последствия действий, не понимают нравственного смысла нормы.

Они не умеют представить переживания другого, когда тот лишается вещей. У подростков развиты чувства стыда и вины, но им еще трудно управлять своим поведением. Именно поэтому воровство всегда сопровождается ложью.

Дети знают, что желание обладать сильнее страха родительского гнева. С помощью лжи они пытаются избежать наказания.

Даже если школьник украл впервые, нельзя принижать значение такого поступка, утешать себя мыслью, что все пройдет с возрастом. Но и забрать украденное со словами «Никогда так больше не делай» – значит подтолкнуть его к тому же еще раз. Нужно взять себя в руки – не кричать, не грозить милицией.

В идеале он должен вернуть в магазин (или одноклассникам) украденное (или возместить его стоимость) и принести свои извинения. Необходимо дать возможность вернуть вещь самостоятельно. Важно, чтобы ребенок не только почувствовал стыд, но имел шанс исправить свой поступок. И не следует наклеивать ярлыков. Школьник взял чужое, но он не вор.

Если же проступок повторяется неоднократно, это серьезный повод задуматься о том, что происходит в его отношениях со сверстниками или в его семье.

Золотое правило воспитания гласит: «Ругай наедине, хвали – при всех». Воровство – сор, который не следует «выносить из избы». Нельзя клеймить, красить образ в черный цвет: иначе порочный поступок может действительно превратиться в суть личности: «Мама говорит – значит, я такой!» А в подростковом возрасте уже звучит вызов: «Да! Обманщик, вор! Ну и что?»

Одна из основных причин воровства в среднем и старшем школьном возрасте – отсутствие у детей денег на карманные расходы. В каждом возрасте у детей – свои запросы. В 1-3 классах всем хочется конфет в красивых обертках, жвачек, затем – разных игровых приставок, дальше – больше (вспомните, кому из нас в 9-10 классе не хотелось иметь джинсы?).

Пусть эти всеобщие интересы и не всегда на пользу ребенку (вместо конфет и жвачек, конечно, полезнее фрукты и овощи), но родителям все же следует пойти у него «на поводу». Все эти периоды – жвачек, приставок и т. д.

– быстро проходят, а вот чувство обиды за собственную ущербность (у всех есть, а у меня нет), желание обладать чем-то, во что бы то ни стало, могут привести к тому, что оставит след на всю жизнь – к краже.

Некоторые психологи утверждают, что причиной детского воровства может быть легкое отношение родителей к чужому труду (но это уже скорее вопросы психотерапевтов) или к мелким деньгам.

Когда в доме постоянно разбросаны рубли и родители не устают повторять, что это не деньги, ребенок вскоре перестает ценить и тысячи.

Он полагает, что все так относятся к деньгам, и потому вытащить у кого-то из кармана недостающую ему «мелочь» не считает преступлением…

Воровство в подростковом возрасте (12-16 лет) может быть связано с желанием получить острые ощущения, пережить авантюрное приключение, рискнуть.

Так, в литературе приводится пример разговора с трудным подростком Сережей Ф., которого поставили на учет в милиции за совершение целой серии краж. Сережа был «форточником». Открытая форточка служила ему дверью в чужие квартиры. Список украденных им вещей включал военный бинокль, пейджер, плеер, пару кроссовок, газовый пистолет. В общем, нельзя сказать, что Сережа обчищал квартиры.

  • – Неужели, – удивилась психолог, – все эти мелочи стоят того, чтобы позорить себя, родителей?
  • – Дело не в вещах, – махнул рукой Сережа.
  • – Тогда в чем?
  • Он оживился:
  • – Ну, понимаете, дух захватывает: лезешь – могут поймать, в квартире – хозяева прийти, потом выйти незамеченным – получится или нет?

– В общем, риск, да? – закончил психолог.

– Да! – подтвердил Сережа.

– Шел бы тогда в летчики лучше! – презрительно вставила Леночка, которая случайно услышала разговор.

Сережа опустил голову. Леночка ему очень нравилась.

Через месяц Сережа пошел учиться прыгать с парашютом, а потом поступил в летное училище.

Не стоит думать, что таких любителей приключений, как Сережа, единицы. Что заставляет мальчишек лезть в чужой сад за яблоками, когда в своем – ветки ломятся? Азарт, острые ощущения.

Следовательно, мотивы воровства могут быть самыми разными. Прежде чем осуждать, нужно понять причины. Свершившийся факт – еще не вина. Ведь есть случаи, когда подростков силой или хитростью втягивают в порочный круг.

Приятели ловят на «слабо», взрослые запугивают угрозами. Сейчас в школах, как в криминальных кругах, есть такое понятие – «поставить на счетчик». Подходит к тринадцатилетнему подростку шестнадцатилетний и говорит: «Ты мне должен тысячу рублей. Не отдашь – каждый день будет капать процент». Таким образом, названная сумма неуклонно растет.

«Откуда же я возьму?!» – «У мамы с папой». Если жертва не отдает «долг», ее терроризируют и бьют.

С этим явлением в школах бороться крайне сложно, поскольку ни учителя, ни родители ни о чем не подозревают: под страхом смерти жертвам запрещено жаловаться.

Попадая в подобную зависимость, ребенок нередко начинает воровать: ему кажется, что, собрав необходимую сумму, он избавится от своих мучителей.

Какая бы беда ни случилась с ребенком, главное – не отворачиваться от него, дать ему шанс остаться Человеком. А если потребуется – дать такой шанс еще раз.

А.С.Макаренко в романе «Педагогическая поэма» рассказывает, как одному из своих воспитанников – прожженному вору и жулику – доверил получить огромную сумму денег за всю колонию. Он намеренно послал мальчишку за деньгами одного. Когда, измученный внутренней борьбой и соблазном, тот все-таки принес деньги и попросил их пересчитать, Макаренко ответил:

– Зачем? Я тебе верю.

Именно эта вера в своего ребенка, в то, что он хочет и может быть лучше, спасет его, убережет от рокового шага.

Четыре шага к прекращению воровства

  1. Существует четыре основных правила поведения родителей, помогающих остановить воровство независимо от того, маленькие у вас дети или постарше.
  2. Шаг 1.

    Подойдите к ситуации спокойно и оцените намерения ребенка

  3. Шаг первый заключается в попытке найти ответы на пять основополагающих вопросов:
  4. — Что произошло?
  5. — Где и когда это случилось?
  6. — С кем был ваш ребенок?
  7. — Почему он украл?

К сожалению, прямой вопрос «Почему ты это сделал?» ведет в никуда. Лучше всего начать с вашей реакции, объясняющей, что, по вашему мнению, произошло и как вы к этому относитесь. Например: «Тим, я огорчилась, когда нашла у тебя в шкафу видеоигру, ведь она не твоя. Как она туда попала?». Если не последует ответа, можно прямо спросить: «Ты взял ее?».
Важно запомнить два «не» в родительском поведении. Во-первых, не реагируйте слишком остро. Безусловно, вы будете рассержены и расстроены, но старайтесь держаться спокойно. Во-вторых, не обвиняйте ребенка в воровстве и не называйте его воришкой. Обвинения никогда не решат проблему, а ребенок может начать обманывать, чтобы избежать наказания или неодобрения. Вместо этого признайте существование проблемы и сообща справляйтесь с ней.

Шаг 2. Объясните, почему воровать плохо

Изложите ребенку свои взгляды на честность. Именно сейчас постарайтесь, чтобы ребенок понял, почему воровать нехорошо и почему это подрывает моральные устои вашей семьи. Будьте лаконичны и придерживайтесь темы вреда воровства: «Брать без разрешения то,  что тебе не принадлежит, – очень плохо.

Мы никогда не берем чужие вещи. Нам нужно доверять друг другу. Я надеюсь, что ты будешь уважать собственность других и всегда будешь спрашивать разрешение, прежде чем что-то одолжить».

Помните, что детям часто трудно понять разницу между «одолжить» и «взять», поэтому вам придется объяснить ребенку идею права собственности и уважения к ней.

Если ваш ребенок постарше, можно обсудить с ним возможные последствия воровства, такие как потеря друзей, плохая репутация, утрата доверия людей и проблемы с законом. Напомните ему, что в некоторых магазинах принята политика «нулевой толерантности».

В таких магазинах не прощают первого нарушения, если вы вернете украденную вещь, а сразу же вызывают полицию. Помните, что одной беседы о честности далеко не достаточно для устойчивого изменения поведения. Почаще говорите с ребенком о честности в течение нескольких недель, чтобы он не только понял, чего вы от него хотите, но и сделал добродетель частью своего привычного образа действий.

Шаг 3. Делайте замечания и размышляйте над ситуацией

Дети часто не задумываются о пагубных последствиях воровства. Постарайтесь поставить ребенка на место его жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда крадут твои вещи. Если ребенок маленький, разыграйте ситуацию с его любимой игрушкой.

Якобы украв его игрушку, спросите: «Что бы ты почувствовал, если бы украли твою игрушку? Это было бы справедливо?». Ребенка постарше можно спросить: «Представь, что ты жертва воровства, – ты обнаружил, что из твоего кошелька украдены все деньги.

Что ты почувствуешь? Что ты сказал бы человеку, который украл?».

Шаг 4. Требуйте восстановления справедливости

И последний шаг – убедитесь в том, что ребенок действительно понимает, почему воровать плохо и что надо сделать, чтобы исправить положение. Лучшее наказание – потребовать, чтобы ребенок извинился перед жертвой и вернул украденную вещь. (Лучше, если при этом вы будете сопровождать ребенка.

) Если кража произошла в магазине, переговорите предварительно с хозяином магазина, чтобы доброжелательный продавец простил ребенку содеянное. Если вещь испорчена или ее уже нельзя вернуть, ребенок должен оплатить ее стоимость.

Вероятно, вам придется дать свои деньги, но ребенок должен их со временем вернуть из своих карманных денег или же за счет дополнительных ежедневных обязанностей.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *